Предметная конкретика городской песни

• 13.10.2016


Известен, например, «тест Коха», согласно которому в рисунках, создаваемых маленькими художниками, изображение дерева явно доминирует. А гениальность детей, как и детскость гениев (факт, отмеченный романтиками), вероятно, обеспечивается рассветной свежестью и цельностью памяти, еще не замусоренной бытовым материалом и свободно, родственно, «бездумно» повествующей о веках и тысячелетиях. Если вы собрались в театр, не забудьте взять с собой бинокли для театра. С их помощью можно рассмотреть игру актеров в мельчайших подробностях.


Песенный дуб, проросший в самую плоть трагической коллизии > гроза, дважды прогрохотавшая над потусонным Калиновым; возвышенность - «гладкая высота» (в песне) и высокий волжский берег (в авторской ремарке)... Но не только это. В четвертом действии весь передний план отдан ветхой часовне - композиции из старинных арок. В древнейших мифопоэтических памятниках арка изофункциональна мировому древу (мировой горе) и потому может восприниматься как архитектурный его аналог. Не случайно именно к этому внутренне, генетически беспокойному месту привязана сюжетная кульминация - публичное покаяние Катерины! Конечно, «арка» или «возвышенность» - не более чем фрагменты драматической вселенной Островского; в художественном мире «Грозы» угадываются и другие, масштабные пространственные формы, хранящие память о полноте сферы, организованной мировь» древом или горой. Согласно мифу, одним своим концом мировая ориентирована на звездное небо (точнее, на Полярную звезду), а противоположным - на преисподнюю. По этой же принципиальной схеме скомпонована пространственная вертикаль у Островского: кулигинский космос (северное сияние, комета, звездная даль); затянутое тучами небо; юра (высокий берег); овраг, омут. Космос - для красоты («Не отвел бы глаз! красота!» - Кулигин); небо - для грозы; гора - для полета («Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь» - Катерина); дом - для нелюбви и муки; овраг - для греха; омут - для смерти. Перед нами пространственная регрессия, перевернутый конус: вольная космическая бездна, небесный рай - и речная донная яма, в которой, по преданию, черти водятся, и впрямь преисподняя, ад, та самая геенна огненная, в которую загоняет, заталкивает Катерину полубезумная старая барыня.